Комсомольцы обратились к главе Следственного комитета РФ по вопросу Ленинградского Дворца молодежи

24 мая Бюро комитета Санкт-Петербургского городского отделения ЛКСМ РФ выступило с заявлением в защиту Ленинградского Дворца молодежи. В нем была отмечена готовность предпринимать все возможные действия для положительного разрешения вопроса. Сегодня мы публикуем обращение ленинградских комсомольцев к Председателю Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкину.


Уважаемый Александр Иванович!


Просим провести доследственную проверку в связи с наличием признаков состава преступления (возможной коррупционной составляющей) в деятельности Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Правительства Санкт-Петербурга (далее – КГИОП) и результатах заседания Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга 18 мая 2023 года, относящихся к организации работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в частности – объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, «Ленинградский Дворец молодежи (ЛДМ)», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Профессора Попова, дом 47, литера А.


18 мая 2023 года Советом по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга (источник: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/news/259950/ (Дата обращения: 24.05.2023)), «принимая во внимание широкий общественный резонанс вокруг этих объектов», были рассмотрены на предмет установления историко-культурной ценности шесть объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия:


1. «Комплекс зданий Хозяйственной станции Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» по адресу: участок ж.д. «наб. Обводного канала – Боровая ул.», литеры А, Ж, Т;
2. «Дом для служащих Невской писчебумажной фабрики «Братья Варгунины» по адресу: Октябрьская наб., д. 56, литера Б;
3. «Здание научно-исследовательского центра ракетных войск и артиллерии вооружённых сил Российской Федерации (НИЦ РВиА) и административный корпус» по адресу: Хрустальная ул., д. 1, литеры А, Б;
4. «Сестрорецкий курорт (все корпуса санатория, парк)» по адресу: г. Сестрорецк, ул. Максима Горького, д. 2, литеры А, К;
5. «Ленинградский дворец молодежи (ЛДМ)» по адресу: ул. Профессора Попова, д. 47, лит. А;
6. «Ансамблевая застройка западной части района Нарвской заставы 1930-50-х гг.» (западнее пр. Стачек, между улицами Промышленной, Баррикадной, Новоовсянниковской, Турбинной, Косинова, Гладкова).


При этом минимум три из перечисленных объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, (Ленинградский Дворец молодежи, Здание научно-исследовательского центра ракетных войск и артиллерии, Сестрорецкий курорт ( Корпус №3)) к дате заседания Совета 18 мая 2023 года и после даты регистрации заявлений об их включении были повреждены и утратили значимые элементы при бездействии со стороны КГИОП, за исключением Сестрорецкого курорта №3, снос которого, осуществлявшийся Группой «ЛСР», с привлечением полиции был приостановлен КГИОП (источник: https://www.dp.ru/a/2023/03/01/Smolnij_poprosil_policiju (Дата обращения: 24.05.2023)). Минимум по трем объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, (Ленинградский Дворец молодежи (224 рабочих дня), Здание научно-исследовательского центра ракетных войск и артиллерии (118 рабочих дней), Комплекс зданий Хозяйственной станции Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (102 рабочих дня)) на дату заседания Совета 18 мая 2023 года был пропущен установленный федеральным законодательством 90-дневный срок рассмотрения заявления.


Согласно п.2 ст.44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям.


Ч.3 ст.44 Конституции РФ установлена обязанность каждого (как граждан, так и органов власти) беречь памятники истории и культуры.


Согласно ст.6 Закона об объектах культурного наследия, содержание государственной охраны объектов культурного наследия определено как система правовых, организационных, финансовых и иных мер, направленных на выявление, учёт, изучение объектов культурного наследия, предотвращения причинения им вреда, а также контроль за их сохранением и использованием.


Согласно ч.1 ст.7 Закона об объектах культурного наследия гражданам Российской Федерации – следовательно и административным истцам – гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений.


Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.07.2010 № 931-О-О, п. 4.1 отметил, что сохранение объектов культурного наследия… представляющих собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, затрагивает права каждого гражданина, вне зависимости от места его жительства, чем обусловливается установление для них (т.е. объектов культурного наследия) специального правового режима.


Действующим законодательством предусмотрено три категории объектов культурного наследия, правовое регулирование режима которых различно, это:
– объекты культурного наследия, включенные в реестр;
– выявленные объекты культурного наследия;
– объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия.


С целью сохранения архитектурных сооружений как объектов культурного наследия, осуществляется ряд мер, в результате которых памятник или капитальное здание будет отнесено к объектам культурного наследия, внесено в реестр объектов культурного наследия и взято под охрану государства.
Такие правовые меры устанавливаются следующими правовыми нормами.


В соответствии со статьями ФЗ № 73-ФЗ, Закона Санкт-Петербурга «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге» и «Положением о государственной историко-культурной экспертизе», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.06.2015 № 569 (далее – Положение о ГИКЭ), в течение 90 дней КГИОП должны быть предприняты меры для принятия решения о включении или отказе во включении в реестр объектов культурного наследия выявленного объекта культурного наследия.


На основании совокупности норм российского законодательства, в течение 90 дней, установленных законом для принятия органом охраны памятников истории и культуры решения о значимости того или иного памятника, не допускается изменение его облика и тем более его уничтожение, так как согласно действующим законодательным нормам, в частности, п.2 ст.12.1 Закона Санкт-Петербурга «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге» заключение о наличии или отсутствии историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, составляется на основании документов и материалов, «а также фотографических изображений объекта, полученных не ранее даты поступления заявления о включении его в перечень выявленных объектов культурного наследия». Что и как можно обследовать и зафиксировать на фотографиях, если на таком объекте в этот период будут вести какие-либо работы, тем более работы, связанные со сносом здания.


Согласно п. 3 ст. 16.1 ФЗ № 73-ФЗ порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается нормативно-правовыми актами. Статьей 12.1 Закона СПб «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге» устанавливается порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Согласно этой статье, уполномоченный орган формирует комиссию по установлению историко-культурной ценности объекта. Заключение комиссии о наличии (отсутствии) историко-культурной ценности объекта составляется на основании документов и фотографий объекта, полученных после даты подачи заявления. Состав и порядок организации работы комиссии утверждается уполномоченным органом. На основании заключения комиссии издается правовой акт о включении либо об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.


Согласно п. 4 ст. 16.1 ФЗ № 73-ФЗ по истечении срока, установленного п. 3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более трех рабочих дней информирует заявителя о принятом решении.

Таким образом, данная система правовых мер, направленных на выявление объектов культурного наследия, обеспечение сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде гарантирует соблюдение прав заявителей, а также прав, свобод и законных интересов неопределенной группы лиц: права на участие в культурной жизни, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, права на сохранность объектов культурного наследия в их исторической среде.
Любое нарушение этой системы мер (в частности, порядок выявления и включения объектов культурного наследия в реестр объектов культурного наследия, не соответствующий требованиям охраны объектов культурного наследия, нарушения их применения при рассмотрении заявлений о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия и в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) означает нарушение субъективных прав заявителей, а также конституционных прав (п.2 ст.44 Конституции РФ) и законных интересов неопределенного круга лиц в отношении

Не имея возможность предоставить полный объем письменных доказательств, фиксирующих нарушения установленного федеральным и региональным законодательством порядка организации работ по выявлению исторического и культурного наследия со стороны КГИОП в отношении всех названных объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, которыми располагают заявители по перечисленным выше объектам и все заинтересованные лица, излагаем здесь доказательства только по одному из названных объектов – «Ленинградский Дворец молодежи (ЛДМ)», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Профессора Попова, дом 47, литера А.

В 2021 году Группа «Эталон» объявила о планах снести Ленинградский Дворец молодежи (ЛДМ), вопрос о признании которого памятником несколько лет обсуждался в профессиональной среде в контексте программы планомерного принятия под охрану наследия советской архитектуры Ленинграда 1950-х – 1980-х гг., для строительства на его месте элитного жилого комплекса.


22 июня 2022 года, в соответствии с п. 2. Ст. 16.1 ФЗ № 73-ФЗ, в КГИОП было подано первое из почти двадцати аналогичных заявлений о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта, обладающий признаками объекта культурного наследия, «Ленинградский Дворец молодежи (ЛДМ)», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Профессора Попова, дом 47, литера А.


Здание Ленинградского Дворца молодежи, возведённое в 1969-1977 гг. по проекту архитекторов П.С.Прохорова, В.Лукьянова, А. П. Изоитко и Тропин В. П. и при участии студенческих строительных отрядов, представляет выдающуюся архитектурно-градостроительную ценность как яркий образец архитектуры послевоенного советского модернизма, оригинально развивающий традиции петербургской градостроительной школы и традиции архитектуры ленинградского авангарда 1930-х годов. Ленинградский Дворец молодежи – пример возведения архитектурного объекта с сохранением существующего исторического озеленения: сохраненные столетние дубы перед южным фасадом ЛДМ. Здание Ленинградского Дворца молодежи было отмечено Государственной премией РСФСР в области архитектуры. Ленинградский Дворец молодежи как одна из главных выставочных площадок неофициального и андеграундного искусства (ТЭИИ, «Митьки», «Новые художники и др.) в 1980-е годы и как знаковое место для развития ленинградского рока (5-й ленинградский рок-фестиваль) имеет высокую историческую и культурную ценность.


По информации многочисленных публикаций в средствах массовой информации и телекоммуникационной сети «Интернет» Группа «Эталон» с 17 по 24 сентября в рамках «благотворительной акции» «Зимний сад в каждый дом» при бездействии КГИОП уничтожила Зимний сад Ленинградского Дворца молодежи, который являлся одной из ключевых составляющих архитектурно-художественного решения интерьеров ЛДМ (например, источник: https://asninfo.ru/news-partners/2457-istoriya-so-schastlivym-kontsom-rasteniya-leningradskogo-dvortsa-molodezhi-sokhraneny (Дата обращения: 24.05.2023)).


Согласно Протоколу заседания Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга № 02-02-1/22-0-0 от 15 декабря 2022 года Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры было поручено включить членов рабочей группы по рассмотрению вопроса об историко-культурной ценности зданий на территории Санкт-Петербурга, построенных в 1950-е – 1980-е годы, в состав комиссии по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, здания Ленинградского дворца молодежи (ЛДМ), расположенного по адресу: ул. Профессора Попова д. 47.


Вынесенный КГИОП на обсуждение Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга 15 декабря 2022 года, Ленинградский дворец молодежи, согласно многочисленным публикациям СМИ (например, «Петербургские архитекторы рассказали, почему нужно сохранить здание Ленинградского дворца молодежи». Источник: https://spbdnevnik.ru/news/2022-12-16/peterburgskie-arhitektory-rasskazali-pochemu-nuzhno-sohranit-zdanie-leningradskogo-dvortsa-molodezhi (Дата обращения: 24.05.2023)), получил высокую оценку с точки зрения архитектурной, градостроительной и историко-культурной ценности от известных экспертов и членов Совета, таких как М.И. Мильчик, М.С. Штиглиц, М.А. Мамошин, Н.И. Явейн и др., предлагавших также возможные актуальные варианты приспособления здания ЛДМ для современного использования, например, для размещения беженцев.


18 мая 2023 Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга «не рекомендовал к включению в список выявленных памятников» Ленинградский Дворец молодежи, на основании того, что «здание ЛДМ в редакции Закона № 820-7 2014 года включено в перечень диссонирующих объектов на территориях открытых городских пространств».


Если приведенная в официальной позиции ссылка на региональное законодательство является единственной причиной отказа рекомендовать Ленинградский Дворец молодежи к включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия, а иное не было заявлено в официальном отчете на сайте Администрации Санкт-Петербурга (Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/news/259950/), то возникает обоснованное сомнение в добросовестности и правомерности действий КГИОП. Перенос рассмотрения Ленинградского Дворца молодежи на майское заседание Совета по сохранению культурного наследия обосновывался тем, что в состав Совета должны были быть включены члены рабочей группы по рассмотрению вопроса об историко-культурной ценности зданий на территории Санкт-Петербурга, построенных в 1950-е – 1980-е годы; таким образом, на майском заседании должна была быть более компетентно проанализирована архитектурно-градостроительная ценность ЛДМ, которой в официальном пресс-релизе не было уделено ни слова. В частности, Советом не была проанализирована должным образом роль ЛДМ в советской, а не только антисоветской и нонконформистской (андеграундной) культуре Ленинграда 1970-х – 1980-х годов и тесная взаимосвязь этой социокультурной роли (историко-культурная ценность) Ленинградского Дворца молодежи с его архитектурными и градостроительными решениями, отмеченными Государственной премией РСФСР в области архитектуры; что создает очевидный конфликт экспертных точек зрения, поскольку до редакции Закона № 820-7 2014 года господствующей точкой зрения в профессиональном сообществе и научных публикациях была высокая оценка архитектуры и градостроительных характеристик здания ЛДМ, что имеет продолжение и в современных высказываниях действующих экспертов ГИКЭ, широко представленных в СМИ и социальных сетях (см. выше, а также https://vk.com/save_sp_burg?w=wall-7773_36387 (Дата обращения: 24.05.2023)).


Если основанием для отказа во включении Ленинградского Дворца молодеж послужила только норма регионального закона, базового для деятельности КГИОП и, следовательно, известного сотрудникам, то чем было продиктовано вынесение ЛДМ на обсуждение на двух заседаниях Совета по сохранению культурного наследия с разницей в полгода, на которых были высказаны диаметрально противоположные мнения экспертов-членов Совета, причем именно на первом декабрьском заседании Совета был приведен ряд аргументов в пользу включения ЛДМ.


В средствах массовой информации и телекоммуникационной сети «Интернет» также есть информация со ссылкой на инсайдерский источник, что рекомендации Совета по сохранению культурного наследия были согласованы с частью членов Совета на предварительно неофициальном совете, организованном КГИОП до заседания 18 мая 2023 года (источник: (Дата обращения: https://www.dp.ru/a/2023/05/22/znakovie-postrojki-v-pete 24.05.2023)).


Принимая во внимание названные выше факты, существует обоснованное сомнение с одной стороны в беспристрастности КГИОП вследствие возможной коррупционной составляющей; с другой стороны – в добросовестности использования КГИОП Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга исключительно в качестве инструмента давления на общество и для снятия с КГИОП ответственности за противоречащее публичным интересам и законодательству РФ в сфере сохранения историко-культурного наследия решение; что, следовательно, дает основания для сомнения в правомерности рекомендаций.


На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 140 – 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации просим Вас провести доследственную проверку и принять процессуальное решение по данному заявлению.


Приложения:
1. Копия Заявления Заляевой А.Р. от 22 июня 2022 года о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, «Ленинградский Дворец молодежи (ЛДМ)», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Профессора Попова, дом 47, литера А.
2. Публикации в средствах массовой информации и телекоммуникационной сети «Интернет» о Ленинградском Дворце молодежи

Первый секретарь
СПб ГК ЛКСМ РФ Е.В. Михайлов