Статья для газеты “Советская Россия”, подготовленная первым секретарем Санкт-Петербургского городского комитета ЛКСМ РФ Егором Михайловым.
17 ноября 1948 года знаменитый на весь мир крейсер «Аврора» занял своё величавое и почётное место на Петроградской набережной, встав на вечную боевую вахту в городе трёх революций. Однако его славный и насыщенный знаменательными событиями исторический путь начался задолго до осенних дней семидесятипятилетней давности. Ровесник XX века, построенный на Адмиралтейских ветвях, корабль был спущен на воду 11 мая 1900 г. В этот век «Аврора» не только мужественно разделила все ключевые события эпохи, но и стала их настоящим символом. Стала для того, чтобы продолжить свой боевой поход и в веке XXI.
Закладка крейсера, названного в честь богини зари, была обусловлена обострившимися противоречиями с Англией и венчала собой серию из трёх кораблей новейшего типа «Диана» с бронированной мастерами Ижорского завода палубой и боевой рубкой. В самом начале своего пути «Авроре» было уготовано первое серьезное испытание – переход через половину земного шара и вхождение в состав Тихоокеанской эскадры. Чтобы немного отвлечься од однообразия морской пучины, матросы даже завели на корабле экзотических животных. «Тропический климат, тяжелые условия плавания расшатывали здоровье, психику. Осточертело мертвящее однообразие. Матросов, даже прежде равнодушных к животным, неудержимо потянуло к ним. После гибели Шарика на крейсере появились два молодых крокодила, несколько хамелеонов, не только менявших цвет, но и форму тела — они надувались, преображались на глазах», — описывает присутствие пресмыкающихся на боевом корабле писатель Юрий Чернов в книге «Судьба высокая “Авроры».
Надо отметить, что с первых дней службы экипаж крейсера отличали высокая дисциплина, выучка, дружность и организованность. Пожалуй, не в последнюю очередь благодаря этому корабль смог с честью преодолеть все выпавшие на его долю испытания. А было их с избытком…
Следующим из них, безусловно, стала Русско-японская война и похоронившее 21 корабль печально известное Цусимское сражение, в ходе которого русская эскадра была сокрушительно разгромлена. Аврора сражалась храбро, выпустила по противнику 303 снаряда калибром 152 мм, 1282 — калибра 75 мм и 320 — 37 мм, получила множество попаданий и повреждений, потеряла более десятка офицеров и матросов во главе с командиром корабля, но смогла уцелеть и вернуться на Родину. Примечательно, что экипаж крейсера шесть раз поднимал сбитый снарядами флаг, который, будучи изрешечённым, несмотря ни на что, продолжал развеваться. Так закалялся характер и революционный дух «Авроры», который она пронесёт через века.
До событий Великого Октября корабль должен был пройти через горнило ещё одной империалистической буржуазной войны, которая полыхнула в 1914 г. В ходе неё, после ряда сражений ожидаемо потребовался капитальный ремонт, который и привёл «Аврору» в 1916 г. к уже дышащему полной грудью революционным воздухом Петрограду. Понимая, какую роль в предстоящих событиях может сыграть закалённая в боях, сплочённая и дружная команда корабля, командир крейсера значительно ужесточил порядок – были введены ограничения схода команды на берег, ежедневные осмотры всех запираемых после работ помещений, проявлено пристальное внимание к политическим активистам. Царский офицер тщетно старался уберечь экипаж от «разлагающей революционной пропаганды» жёсткой дисциплиной и постоянной занятостью. Но время этих методов, время прогнившего насквозь старого мира, время буржуазной эксплуатации и насилия уходило безнадёжно и ничего в те дни уже не могло остановить прогрессивного народного гнева.
События февраля 1917 как в стране, так и на «Авроре» развивались стремительно. Революционные матросы крейсера отказались подчиняться преступным приказам командира Никольского, за что были расстреляны им же из табельного оружия. Для защиты от бунта на палубе также были установлены пулемёты. Но перед десятками тысяч крестьян и рабочих, с красными знамёнами пришедших к «Авроре», горстка царских офицеров была бессильна – с них сорвали погоны и справедливо отправили на свалку истории. С этих дней корабль по праву становится крейсером революции, которой ещё предстояло прошагать нелёгкий путь от февраля к октябрю.
В этот период почти ежедневно на «Авроре» проводились митинги и собрания, неуклонно росло число большевиков, несмотря на свирепствовавшее Временное правительство, по приказу которого часть экипажа за революционные настроения была помещена в «Кресты». В эти дни экипаж проходил настоящую закалку в классовой борьбе, но при этом в тяжелейших условиях продолжал обеспечивать ремонтные работы и нес боевую вахту. Понимая значение крейсера в предстоящем революционном восстании, команда решительно воспрепятствовала выходу корабля на ходовые испытания в Балтику и настояла на его стоянке в Неве.
«Аврора» осталась на боевом посту в те октябрьские дни, чтобы стать настоящим штабом революции и навсегда вписать своё имя в историю. Именно с её борта было передано воззвание вождя мирового пролетариата В.И. Ленина «К гражданам России», именно её орудие выстрелом возвестило о начале штурма Зимнего дворца, который завершился победой Великой Октябрьской социалистической революции, свергнувшей вековой гнёт капитализма.
Сегодня в различных изданиях любят активно искажать роль событий революционного крейсера в октябрьские дни 1917 г. Самым полезным в этой ситуации, пожалуй, станет обращение к первоисточнику. В газете “Правда” от 9 ноября (27 октября) 1917 года было опубликовано следующее письмо в редакцию:
«Команда крейсера «Аврора» выражает протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защищать и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров. Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. …Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности. Председатель судкома А. Белышев Секретарь С. Захаров».
При этом враги советской власти долго не могли простить «Авроре» вклада в победу Великого Октября. В 1917–1918 годах, как вспоминает бывший командир корабля Лев Поленов в своей книге «Сто лет в списках флота», было сделано несколько попыток уничтожить революционный крейсер или его экипаж. Первая попытка была предпринята в канун 1918 года, когда на корабль была отпущена к новогоднему столу партия окороков, которые, как выяснилось, были отравлены. Около 200 человек были госпитализированы в тяжелом состоянии. В январе экипаж крейсера был предупрежден о намерении врагов революции уничтожить корабль. Для защиты “Авроры” балтийцы установили на льду Большой Невы проволочное заграждение, усилили охрану корабля. Во второй половине марта судовой комитет получил информацию о намерении анархистов подорвать «Аврору». 30 марта попытка теракта была предотвращена. На льду у носовой части крейсера, в районе погребов с боезапасом, матросы нашли подозрительный пакет и обезвредили его.
Сыграв колоссальную роль в революционных событиях, «Аврора» продолжала верой и правдой служить Отечеству. После окончания гражданской войны она использовалась в качестве учебного корабля, комплектование которого проводилось как старыми судовыми специалистами, так и молодыми моряками-комсомольцами. Стоит ли удивляться тому, что именно крейсер революции под красным знаменем стал первым боеспособным кораблём Балтийского флота? Первым же «Аврора» отправилась и в заграничные походы. Экипаж посетил ряд европейских стран, став настоящим кораблём-дипломатом и завоёвывая авторитет молодой Советской республики у иностранных государств. А колоссальный авторитет символа и непосредственного участника революции среди народа СССР был справедливо отмечен орденом Красного знамени.
Но мирная миссия крейсера длилась, к сожалению, недолго. С первых дней начала Великой Отечественной войны экипаж крейсера и его орудия встали на защиту колыбели трёх революций – города Ленина. В тяжелейших боях за Ленинград крейсер стал важным звеном противовоздушной обороны Кронштадта, а снятые с него крупнокалиберные орудия стали артиллерийской батареей в районе Дудергофа. В сентябре 1941 года в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 авроровцев вышли к своим только 26 моряков. Сегодня в память о подвигах «Авроры» в те лихие дни на Зелёном поясе Славы Ленинграда установлены мемориал «Морякам-Авроровцам», «Взрыв», «Боевой славы», «Залп Авроры». Благодарные ленинградцы по сей дней трепетно чтят и помнят подвиг героических моряков крейсера революции и всего Балтийского флота.
После войны крейсер был отремонтирован и встал на вечную стоянку на Петроградской набережной. С серпом и молотом и под Краснознаменным флагом, который ни разу не спускался перед врагом, крейсер «Аврора» продолжал служить народу – и как учебная база курсантов-нахимовцев, и как корабль-музей. За свои заслуги крейсер стал единственным в стране дважды орденоносным кораблем. Так, 22 февраля 1968 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознамённый крейсер «Аврора» был награждён орденом Октябрьской Революции, став центральной составляющей самой награды.
Казалось бы, крейсер завоевал не просто всесоюзную, но и мировую славу, стал настоящим символом эпох, мирным трудом и ратным подвигом заслужил свою неприкосновенность, символизм и бесспорное величие, стал навечно кораблём номер один военно-морского флота России. Но омерзительные клещи предателей и изменников советской власти, ползущая мерзость антисоветизма и обезумевшие от вседозволенности олигархи сумели дотянуться и до брони крейсера.
Она храбро принимала на себя японские снаряды, достойно показывала свою прочность на морском театре Первой мировой, героически и самозабвенно защищала Ленинград в Великую Отечественную, но вынуждена была терпеть позор и смрад увеселительной тусовки современной российской элиты. На окроплённой кровью сотен матросов, овеянной славой и мужеством нескольких поколений палубе крейсера под брызги шампанского, матерные песни эпатажного Сергея Шнурова и пьяные безумные ныряния в Неву с борта развлекались так называемые VIP-гости: миллиардер Прохоров, теледива Канделаки, банкир Тиньков, сбежавший после начала СВО за границу, и иже с ними. Надо ли говорить о том, что никто толком так и не понёс за эту выходку заслуженного наказания?
Более того, вместо серьёзных и предельно жёстких мер, курс на деградацию, забвение и разруху был продолжен на этот раз на самом высоком государственном уровне. По инициативе бывшего министра обороны – «табуреточника» Сердюкова корабль был выведен из состава ВМФ и передан в музейное ведомство. Ни от одного врага в своей истории, пожалуй, «Аврора» не получила такого урона, как от буржуазно-олигархических представителей власти.
Но, как и всегда бывало в критические моменты, на защиту крейсера встал обычный народ во главе с коммунистами, которые несмотря ни на что сумели отстоять «Аврору». Благодаря широкому общественном резонансу, самоотверженной работе Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова, дважды Героя Советского Союза С.Е. Савицкой, почётного работника Ижорского завода В.В. Белякова, за которыми стояли сотни тысяч неравнодушных ленинградцев, на Авроре был вновь поднят влаг ВМФ, и в кубрики корабля вернулся военный экипаж.
Кроме того, впервые за почти 40 лет «Аврора» прошла двухлетний капитальный ремонт, в ходе которого были проведены масштабные реставрационно-восстановительные работы на Кронштадтском ордена Ленина морском заводе. Символично, что велись они под строгим надзором коммунистов, а непосредственное участие в работах принимал сводный отряд современных комсомольцев со всей страны.
Тот июльский день 2016 года, когда величественная «Аврора» возвращалась из дока под разведенными мостами в светлом предрассветном сумраке белых ночей, запомнится мне на всю жизнь. Десятки тысяч ленинградцев, размашисто растянувшись на гранитных набережных, в один голос пели слова передающейся из поколения в поколение песни: «Что тебе снится, крейсер «Аврора?». Мурашки по коже и слёзы на глазах вместе с непередаваемым чувством гордости за великую советскую эпоху навевали не только воспоминания и ностальгию. Они вселяли боевой оптимизм. Крейсер, преодолев все напасти и испытания, возвращается на своё законное место. Возвращается, чтобы на его палубе ежегодно 19 мая каждый год в дальнейшем принимали по полторы сотни красногалстучных пионеров. Возвращается, для большой и крепкой дружбы с комсомольцами и коммунистами XXI века. Возвращается, чтобы даже на вечной стоянке продолжить свой боевой поход. Возвращается, чтобы не просто быть революционным символом и музеем для миллионов посещающих его со всего мира людей, но и вдохновить их на новые классовые победы, свершения и успехи. Вдохновить на борьбу за торжество идеалов Великого Октября, в которой мы обязаны одержать победу.
Егор Михайлов, Ленинград